Культура речи юриста
Учебный предмет «Культура речи юриста» предусматривает изучение вопросов речевой культуры в юриспруденции, характерных особенностей языка права, обусловленных его назначение и содержанием, эффективных способов подготовки и результативных приемов исполнения монологических публичных выступлений.
ГРУППЫ ИЗУЧАЮЩИЕ ДАННЫЙ ПРЕДМЕТ
- П206(9 классов, второе полугодие)
- П210 (11 классов, второе полугодие)
- П1

Что изучаем
В результате изучения учебного предмета «Культура речи юриста» обучающиеся должны
знать на уровне представления:
- исторические предпосылки возникновения красноречия;
- значение и роль слова в античности и современной юриспруденции;
- формы существования, нормативность языка;
- цели речи, источники информации, способы структурирования и фиксирования информации;
- разговорность речи и определяющие ее факторы;
- влияние эмоций на риторическую деятельность;
- причины возникновения психологического барьера перед выступлением;
знать на уровне понимания:
- соотношение и взаимосвязь речевой культуры и речевого мастерства;
- стили литературного языка, специфические стилеобразующие черты;
- жанровые разновидности текстов, их специфику;
- нормы литературного языка, их специфику, сферу регламентирования;
- коммуникативные качества хорошей публичной речи;
- основные речевые ошибки;
- группы формул речевого этикета, их специфику;
- критерии классификации монологических и диалогических речей;
- порядок работы над публичным выступлением;
- общие законы композиции, специфику композиционных частей;
- структуру современной судебной речи;
- средства речевой выразительности, их разновидности и специфику;
- критерии, позволяющие определить тип оратора;
- формы и виды репетиций;
- критерии оценки аудитории, типы реакции слушателей на новую информацию, виды обратных связей;
- способы привлечения и удержания внимания аудитории;
- виды слушания, их специфику;
- правила конструктивной критики;
- правила построения и риторические стратегии диалогического взаимодействия;
- законы проксемики;
- основные группы жестов, их назначение и правила использования;
- невербальные показатели, сигнализирующие о неискренности собеседника;
- задачи, специфические черты письменной официально-деловой речи;
- типовую структуру электронного письма, его специфику;
уметь:
- осуществлять анализ содержательных, композиционных и языковых особенностей текста;
- анализировать средства речевого воздействия в предлагаемых фрагментах выступлений;
- редактировать текст;
- прогнозировать макет будущей речи с учетом возможных трудностей;
- составлять различные виды вступлений и заключений к речи;
- разрабатывать тактику доказательства, осмысленно и целенаправленно строить систему защиты;
- анализировать собственное и чужое речевое поведение;
- оценивать человека на основании его речевого поведения;
- анализировать стратегию и тактику полемистов в разнообразных ситуациях общения;
- составлять и произносить речь в одном из ораторских жанров.
Особенности обучения
Цель учебного предмета «Культура речи юриста» – совершенствование речевой культуры обучающихся, формирование навыков рационального конструктивного речевого поведения, умений моделировать свою коммуникативную деятельность с учетом речевой ситуации и психологических обеспечивающей собеседников.
Усвоение учебного предмета «Культура речи юриста» базируется на званиях, полученных обучающимися в ходе изучения учебных предметов «Русский язык», «Белорусский язык», «Белорусский язык (профессиональная лексика)», также взаимодействует данный предмет с такими учебными предметами, как «Логика», «Этика и психология профессиональной деятельности юриста» др.
В целях контроля знаний обучающихся предусмотрено проведение обязательной контрольной работы, задания для которой разрабатываются преподавателем и рассматриваются на заседании методической (цикловой) комиссии «Правоведение».